Дизельный генератор используется в качестве основного или резервного источника тока. В зависимости от мощности и комплектации он может иметь ручной запуск или электростартер. Более сложное решение ― автоматика, которая сама включит ДГУ через 5-40 секунд после отключения централизованной подачи электроэнергии. В других ситуациях это придется сделать вручную, следуя инструкции по эксплуатации. Рассмотрим пошагово, как запустить дизельный генератор в разных условиях и вывести его на рабочий режим.

Запуск дизельного генератора

Дизельные генераторы более долговечные, чем бензиновые, поскольку работают на низких оборотах, но выдают высокий крутящий момент. Если в цилиндрах бензинового ДВС компрессия находится на уровне 10-12 атм, то у дизельных генераторных установок она достигает 20-30 атм. Поэтому проворачивать коленвал для пуска очень тяжело. В помощь пользователям устанавливают декомпрессор. Это специальное устройство, связанное с камерами сгорания и внешней средой. Оно кратковременно снижает компрессию внутри цилиндров, чтобы облегчить проворот коленвала. Когда двигатель заведен, декомпрессор отключается. А теперь рассмотрим способы запуска ДГУ в разных ситуациях.

Пуск генератора с ручным стартером

Генераторы с ручным стартером имеют относительно невысокую мощность 3-8 кВт. Более крупные агрегаты вручную уже не запустить. Такие модели отличаются небольшим весом. Еще один плюс ― простая комплектация. Поскольку у них нет аккумулятора, можно не следить за уровнем заряда, что упрощает хранение при низких температурах.

Вот пошаговая инструкция, как запустить дизельный генератор вручную:

  1. Аппарат устанавливается на ровную поверхность (отмостка, асфальт, доски и пр.).
  2. Подключается заземление.
  3. Открывается топливный кран для поступления солярки на форсунку.
  4. Автоматический прерыватель цепи должен быть выключен.
  5. Ключ зажигания поворачивается в положение «ВКЛ».
  6. Открывается декомпрессор, чтобы снизить сопротивление поршней.
  7. Оператор рукой плавно натягивает трос за ручку до окончания свободного хода (почувствуется натяжение).
  8. Резко дергается трос.
  9. Рукоятка плавно возвращается обратно.

В этот момент коленвал раскручивает поршневую систему, впрыскивается топливо, воздух в камере нагревается за счет сжатия. Происходит воспламенение смеси. Если двигатель генератора не завелся, нужно дернуть за трос повторно. При плохо настроенной системе зажигания (неправильная подача топлива и воздуха) это приходится делать многократно. Трос в момент рывка лучше растягивать не до конца, чтобы продлить его срок службы.

Пуск генератора с электростартером

Версии с электростартером стоят дороже, зато они более комфортны в эксплуатации. Для работы системы предусматривается аккумулятор и стартер, как у автомобиля. Необходимо следить за уровнем заряда, и при необходимости восполнять его. ДГУ такого типа могут выдавать мощность до 1000 кВт, а с пуском справится даже пожилой человек или хрупкая женщина.

Рассмотрим, как правильно запустить дизельный генератор, оснащенный электростартером:

  1. Агрегат размещается на ровной поверхности.
  2. Подключается заземление.
  3. Выключается прерыватель, открывается топливный кран.
  4. Ключ зажигания устанавливается в положение «ВКЛ».
  5. Осматривается приборная панель на предмет загорающихся ошибок.
  6. Если все в порядке, открывается декомпрессор, ключ доводится до положения «Старт».
  7. Удерживать его нужно так в течение 5 секунд, пока не услышите, что двигатель завелся. После отпускания ключ сам вернется в прежнее положение «ВКЛ».

Дольше 5 секунд крутить коленвал стартером не следует. Если запуск не состоялся, подождите 1 минуту, чтобы дать аккумулятору восстановиться. Преждевременное начало повторного пуска приведет к недостаточному крутящему моменту, поэтому дизельное топливо не воспламенится. В результате солярка зальет цилиндры, компрессия понизится еще больше. Придется продувать цилиндры сжатым воздухом для осушения. Когда ДГУ не заводится часто с первого раза, нужно отрегулировать топливную систему или подачу воздуха. Для альтернативного пуска модели со стартером оснащаются ручным тросом.

Различие панелей ДГУ

У электростанции бывают разные панели управления, отличающиеся внешним видом, функционалом. Может использоваться кнопка-предохранитель или автоматический выключатель. Старт осуществляется поворотом ключа или нажатием кнопки, задействующей цифровой контроллер. Реализация контрольных приборов бывает аналоговая или цифровая. Везде есть кнопка аварийной остановки.

Первый запуск дизельного генератора

При покупке новой электростанции из магазина, предстоит распаковать агрегат и сделать подготовительные манипуляции.

Вот пошаговая инструкция, как запустить дизельный генератор из коробки:

  1. Распакуйте аппарат и проверьте его комплектацию, прочность соединений шланг и металлических конструкций. Иногда на заводе могут не закрутить гайку или штуцер, что приведет к вибрации или протечкам.
  2. Убедитесь в достаточном натяжении приводного ремня.
  3. Залейте в бак дизельное топливо.
  4. Залейте в систему жидкостного охлаждения антифриз рекомендованного класса (указан в инструкции по эксплуатации) до средней отметки на расширительном бачке.
  5. Проверьте заряд аккумуляторов мультиметром и подключите их клеммы.
  6. Залейте в двигатель масло через заливную горловину, выставьте его уровень по щупу.
  7. Убедитесь в отсутствии протечек (антифриз, масло, дизтопливо).
  8. Включите тумблер массы.
  9. Откройте декомпрессор и прокрутите коленвал несколько раз для создания давления в системе. У версий с электростартером это можно сделать поворотом ключа зажигания. На ручных моделях эффект достигается натяжкой троса. Это следует делать, пока лампа давления масла на приборной панели не погаснет.
  10. Открутите гайку на топливном насосе и прокрутите стартер еще несколько раз. Когда появится течь солярки, закрутите соединение и повторите процедуру на форсунке. Так вы выгоните воздух из топливной системы.
  11. Агрегат готов к первой работе ― запустите его по инструкции, в зависимости от вида стартера (ручной или электро).

Запуск при длительном простое

ДГУ не любят длительных простоев. Даже когда они не нужны (стоят на хранении), их нужно запускать, давая поработать, раз в месяц.

Если такой возможности не было, и электростанция простояла без дела полгода или больше, необходимо:

  1. Слить старое масло из картера ДВС, поскольку оно окислилось, утратив свои свойства.
  2. Залить свежее моторное масло, выставив уровень по щупу.
  3. Слить старое топливо, залить новое.
  4. Проверить уровень охлаждающей жидкости у моделей с жидкостным охлаждением.
  5. Осмотреть все соединения на предмет протечек.
  6. Убедится, что на шкивах, ремнях и других подвижных узлах нет налипшей, засохшей грязи (иначе она может блокировать ход механизма).
  7. Прокачать топливную систему для удаления воздуха.
  8. Установить ключ в положение «ВКЛ».
  9. Убедиться, что нет ошибок на приборной панели.
  10. Нажать декомпрессор, провернуть ключ до положения «Старт».

После длительного простоя электростанция может завестись не с первого раза ― это нормально. Или она может запуститься и вскоре заглохнуть. Пугаться не стоит. Выждите 1 минуту для восстановления энергии аккумулятора и повторите попытку. Лучше всегда сливать старое топливо, поскольку солярка утрачивает свои свойства при хранении в металлическом баке. Старое горючее может стать причиной плохой работы системы зажигания. Если топливо свежее, но ДВС не заводится, потребуется диагностика для поиска поломки.

Запуск дизельного генератора при низких температурах

Дизельные двигатели хуже заводятся на морозе, поскольку у них нет свечей зажигания, вырабатывающих искру. Процесс воспламенения происходит за счет резкого сжатия воздуха в камере сгорания, что приводит к его нагреву. Горячий сжатый воздух разогревает пары впрыснутого топлива, поэтому смесь зажигается. Когда температура окружающего воздуха низкая, металл блока остывает. Движения поршня и компрессии недостаточно для разогрева, поэтому воспламенение смеси не происходит.

Чтобы ДГУ заводился на морозе, необходимо:  

  • Залить в картер масло, рассчитанное на низкие температуры (5W30, 5W40). Такая смазка более жидкотекучая. Коленвалу будет легче вращаться, что увеличит скорость раскручивания, повысит компрессию, поспособствует росту температуры в камере сгорания.
  • Использовать зимнюю солярку. Летняя солярка даст запустить ДВС только при -10 °C. Есть межсезонный вариант топлива, рассчитанный на -15 °C. Для зимней эксплуатации покупают специальную солярку, работающую при -35 °C. Существует арктическое топливо, предназначенное для -65 °C. Ориентироваться при выборе горючего следует по погоде в вашей местности.
  • Установить заводской подогреватель топлива. Небольшое устройство перекачивает через себя дизтопливо, подогревая его за счет небольшого ТЭНа. Работает аппарат от сети 220 или 12V.

Один вариант запуска ДГУ на морозе ― сделать это недалеко от дома, где есть электричество, подключив подогреватель дизтоплива. Когда ДВС завелся, электростанцию можно перенести на нужное место работы. Если требуется длительная эксплуатация на улице зимой, тогда подогреватель встраивают на постоянной основе. Он питается энергией от ДГУ и не дает солярке замерзнуть. Теплое дизтопливо легко воспламеняется в цилиндрах, поэтому станция хорошо работает в любую погоду.

Подогревать корпус дизельной электростанции открытым огнем (сварочной горелкой, газовым резаком, паяльной лампой) запрещено. Не следует это делать промышленным феном. Лучше на 1-2 часа занести станцию в теплое помещение, чтобы она нагрелась от окружающего воздуха. А затем вывести на улицу, повторив попытку запуска. Соблюдая приведённые правила, получится завести электростанцию в разных условиях, ничего не сломав.