Дизельная электростанция (ДЭС) работает по принципу преобразования механической энергии в электрическую. На предприятиях используют большие стационарные версии, отличающиеся повышенной мощностью. В быту применяют мобильные станции, которые можно транспортировать для работы в полевых условиях или использовать по дворе, когда нет электропитания с основной линии. Чтобы не допускать ошибок при эксплуатации, рассмотрим, из чего состоит и как работает дизельный генератор.

Из чего состоит ДГУ

Прежде чем разбираться в принципах работы, перечислим основные узлы агрегата по выработке электрического тока. Электростанция включает в себя следующие элементы и узлы:

  • дизельный двигатель (обычно с рядным расположением цилиндров, но бывают V-образные);
  • рама из металлической изогнутой трубы;
  • виброопоры для снижения колебаний от работы ДВС;
  • топливный бак вместимостью 5-300 л (зависит от мощности станции);
  • генерирующая установка для выработки тока;
  • топливная система с фильтром, форсункой, насосом;
  • система ручного запуска;
  • глушитель, снижающий громкость работы ДВС;
  • панель управления с измерительными приборами;
  • муфта, соединяющая генератор с мотором;
  • розетки для подключения потребителей.

У небольших версий предусматривается воздушное естественное или принудительное охлаждение. Во втором случае оно реализовано в виде вентилятора. Промышленные дизельные генераторы имеют водяное охлаждение с антифризом, продлевающее время безостановочной работы. Именно от этого зависит, сколько работает дизельный генератор ― одни версии способны генерировать ток до 24 часов, другие ― несколько суток.

Дополнительные элементы для работы ДГУ

Среди дополнительных элементов в устройстве могут быть:

  • Электростартер с АКБ. Благодаря энергии от аккумулятора раскручивается ротор стартера, а крутящий момент передается на бендикс. Последний вращает маховик двигателя, запускает его самостоятельную работу. Благодаря этому включить генератор можно нажатием одной кнопки.
  • Предпусковой подогреватель. Электрическая установка, поддерживающая заданную температуру топлива и воздуха внутри камер сгорания. Ее наличие облегчает зимние холодные запуски двигателя, поскольку свечей зажигания в конструкции нет.
  • Выхлопная система отвода газов. Представляет собой гибкий канал для вывода отработавших газов на улицу. Необходима для установки дизельной электростанции внутри помещения, например, производственного цеха, склада.
  • Кожух. Представляет собой металлический контейнер с теплоизоляцией внутри. В нем предусмотрены отверстия для подачи воздуха, вывода глушителя, а также заведения кабеля. Ящик защищает генератор от осадков, вандалов и повышает температуру хранения, что облегчает запуск в холодное время года.

Перечисленные узлы и детали могут не входить в базовую комплектацию. Их заказывают отдельно, что повышает цену товара. Дополнительно предусмотрена автоматика, которая отслеживает наличие напряжения основной сети. Когда оно пропадает, система сама осуществляет запуск двигателя и переключение электропитания на резервный источник. Действие занимает от 40 секунд до нескольких минут. Участие оператора при этом не требуется.

Принцип работы генерирующей установки

Теперь разберемся, как работает дизельный генератор, что поможет яснее понять нюансы эксплуатации, важность правильного обслуживания. После запуска ДВС начинает вращаться ротор генерирующей установки, получающий крутящий момент через муфту коленвала. На роторе имеется обмотка. Аналогичная обмотка есть у статора. Раскручивание на высокой скорости содействует образованию электромагнитного поля и выработке тока. Напряжение поступает на токосъемные кольца, а далее к подключенным потребителям. Чем больше нагрузка по мощности, тем выше обороты работы мотора. Сколько работает дизельный генератор на одном баке, зависит от емкости бака, количества и мощности включенных устройств. Общий ресурс работы дизельной электростанции возможен от 20000 до 30000 часов. На это влияет исходное качество комплектующих (бренд, страна сборки), частота использования, уровень нагрузки, правильность технического обслуживания.

Обслуживание генератора

Чтобы продлить бесперебойную эксплуатацию ДГУ, необходимо проводить своевременное ТО. Для дизелей регламент обслуживания составляет 250 часов работы. После этого меняется воздушный и масляный фильтр, масло из картера ДВС, масло внутри ТНВД. Сливается вода из отстойника в фильтре. Попутно проверяются все соединения на герметичность и прочность фиксации. Если предусмотрена система водяного охлаждения, антифриз меняется каждые 3 года. Когда дизельная электростанция работает в резервном режиме, а не постоянно, ТО выполняют каждые 3 месяца. Свечи накала меняются при ухудшении запуска, нестабильных оборотах, изменении цвета выхлопа.