Дизельные и бензиновые генераторы используются как источники постоянного или резервного питания. Их нужно периодически проверять во время технического обслуживания, чтобы обеспечить бесперебойную работу. Если станция вышла из строя или функционирует неправильно, нужен внеплановый осмотр с тестами для выявления причины отклонений. Рассмотрим, как проверить генератор на работоспособность, что можно сделать своими руками, а для чего придется обращаться к специалистам.

Признаки неисправностей

Перед разбором способов, как проверить работу генератора, приведем распространенные признаки неисправностей:

  • осложненный запуск двигателя;
  • посторонний шум во время работы;
  • нестабильные холостые обороты;
  • плавающие обороты под нагрузкой;
  • самопроизвольная остановка ДВС;
  • увеличенный расход топлива;
  • несоответствие выдаваемого напряжения паспортному;
  • перегрев двигателя;
  • изменение цвета выхлопных газов. 

Причин для подобных признаков много. Чтобы найти неисправность, необходима диагностика, выполняемая в несколько этапов. 

Этапы проверки

Обсудим по порядку, как проверить, работает ли генератор, проводя мероприятия от простых к сложным. 

Визуальный осмотр

Первый этап проверки генератора простой ― его можно выполнить самому без помощи специалистов. Визуальный осмотр включает:

  • проверку кожуха на целостность и надежность установки;
  • замер уровня масла (определяется по щупу) и его давления (определяется по срабатыванию датчика на приборной панели);
  • оценку состояния моторного масла (чтобы не было слишком мутное и густое);
  • проверку герметичности соединений и отсутствие подтеков технических жидкостей;
  • замер уровня антифриза и его плотности (определяются по метке в бачке и при помощи специального прибора;
  • проверку на надежность закрепления контактов и отсутствие коррозии, окисления;
  • измерение напряжения аккумулятора (если генератор с электростартером) на выдаваемое напряжение и уровень заряда.

Проверка расходных материалов

Также в поверхностную проверку входит осмотр воздушного фильтра, чтобы бумажные поры не были забиты пылью, мусором. Топливный многоразовый фильтр в виде сеточки проверяется на отсутствие осадка, грязи, отложений. Одноразовый фильтр меняется по регламенту, поскольку узнать состояние внутреннего фильтрующего элемента невозможно. 

Оценка состояния механики

После этого двигатель запускается, и устройство проверяется на наличие постороннего шума. Он может исходить от соединения между ДВС и генерирующей установкой, от подшипников, плохо закрепленных деталей корпуса, кожуха. Если оторваны опорные резинки или демпфирующие элементы, возможна сильная вибрация. Подобные места отмечаются и подлежат ремонту (замене изношенных деталей). 

Подшипники проверяются на радиальный и осевой люфт. Для этого на них воздействуют через вал, оказывая на него продольные и поперечные нагрузки рукой. У каждого узла есть свои допустимые значения. Увеличенный люфт ведет к гулу, биению, повышенной вибрации во время работы. Даже если люфта нет, подшипники подлежат замене при наличии ржавчины на корпусе.

Снятие показаний электрики

Теперь разберемся, как проверить работает генератор или нет, в самой сложной области ― электрике. Здесь что-то можно выяснить самостоятельно, а что-то ― только при помощи специалистов.  Для этого запускается двигатель, чтобы началось генерирования энергии. Узлы осматриваются на наличие горелых следов, обращают внимание на запах. 

Мультиметром снимаются показания тока на холостых оборотах. Если это модель на 220V, значения должны быть 220-230V с погрешностью, указанной в инструкции по эксплуатации. У каждой модели погрешность своя. Далее снимаются показания под нагрузкой. Напряжение должно оставаться в заданных пределах, несмотря на потребление тока мощными устройствами.

Ротор и статор

Это наиболее важный узел в генераторе, отвечающий за выработку электрического тока. Ротор и статор ― это два металлических сердечника, на которых присутствует медная обмотка. Ротор вращается внутри статора за счет крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания. В процессе возбуждается электромагнитное поле и происходит генерация тока. Если генератор работает, но электричество не вырабатывается, необходимо замерить сопротивление обмоток статора и ротора. Для этого задействуют мультиметр. 

Исправная обмотка имеет показатель 2,3-5,1 Ом. Если он выше, значит витки разорваны, поэтому происходит обрыв тока. Когда сопротивление слишком низкое, вероятен пробой изоляции (расплавился или стерся защитный диэлектрический лак). В таком случае напряжение передается между витками, что называется коротким замыканием. Для ремонта потребуется перемотка обмотки или замена ротора, статора.

Снятие тока выполняется на щетках, которые контактируют с токосъемными кольцами. Если величина выступа графитовых щеток менее 4,5 мм, они меняются на новые. Дополнительно осматривается состояние колец. На них не должно быть глубоких борозд, сильных потертостей, создающих дополнительное сопротивления при вращении или изнашивающих щетки.

Регулятор 

Регулятор ― это реле, следящее за выходным напряжением и силой генерируемого тока. Если оно неисправно, выходящие значения могут сильно отличаться от паспортных. Для проверки понадобятся источники тока на 12-14V и 16-22V. От блока питания положительная клемма присоединяется к выходу регулятора, а отрицательная ― к массе. В схему встраивается лампа накаливания 12V. Если она светит при подаче 12V, но не горит при подключении 16-22V, значит регулятор исправен. 

Конденсатор и диоды

Если в схеме используется конденсатор (например, для генерации высокого напряжения у катушки зажигания в случае бензиновых версий), его работа проверяется мультиметром. Переключатель устанавливается в положение измерения сопротивления (Омы). Щупы прикладываются к контактам. При показателе менее 2 МОм конденсатор считается неисправным. Диодные мосты прозваниваются аналогично в прямом и обратном направлении.

Используя эти способы можно проверить, исправен генератор для выработки напряжения или нет. Проводя регулярную проверку, получится вовремя заметить мелкие неисправности, предотвратить крупные поломки.