При добыче газа, его транспортировке или заправке емкостей необходим дожимной компрессор (бустер). Он повышает эффективность добычи, увеличивает плотность смеси. При его выборе учитывают тип оборудования, характеристики, другие особенности. В этой статье рассматривается, что такое дожимной компрессор, как он работает, какие бывают виды установок. Это поможет выбрать правильно станцию для конкретных задач.

Принцип работы дожимных компрессоров

Дожимной компрессор необходим для поднятия давления поступающего газа. Например, при газодобыче получается захватить до 50-60% полезного ископаемого благодаря естественному давлению. Затем, по мере выработки, давление падает. Но дожимной компрессор поглощает поступающий газ, поднимает его давление, что дает еще 20-30% от каждой скважины. Установка используется для работы с азотом, кислородом, метаном, пропаном, воздухом.

Оборудование применяется в следующих сферах:

  • Забор газа из подземных газохранилищ. Компрессоры забирают газ, который уже находится под давлением, увеличивают показатель, передают вещество в газопровод для потребителей.
  • Закачка смеси в подземные хранилища. Здесь газообразное вещество движется в обратном направлении из газопровода или газовоза. Но поскольку внутри уже есть определенное количество атмосфер, требуется станция, которая преодолеет входное сопротивление для заполнения емкостей.
  • Подача топлива в турбины. Компрессорная дожимная установка увеличивает калорийность метана, который служит топливом для газопоршневых силовых установок. Это содействует росту эффективности работы двигателя.
  • Подача газа для сварочных постов. На крупных предприятиях разводка горючего газа или кислорода для резаков и сварочных горелок осуществляется по общей магистрали. Чтобы поддерживать в ней необходимое количество бар, используются дожимные станции.
  • Заправка баллонов. Агрегат подключается к резервуару с газообразным веществом, откуда забирает его и накачивает в баллоны емкостью 5-150 литров.

Второе название дожимного компрессора – бустер. Оно дополнительно подчеркивает, для чего он предназначен – пропускать через себя газы, поднимая их плотность и увеличивая силу сжатия. Особенности работы бустеров – возможность принятия газа, уже предварительно сжатого, и способность сжать его еще больше. Например, модель BAYSAR SF-1.2/25-150 работает с показателями газа на входе 2,5 МПа, а далее дожимает вещество до 15 МПа. 

Дожимной компрессор (бустер) BAYSAR SF-1.2/25-150

Входное давление 2.5 МПа
Выходное давление15 МПа
ДвигательYuchai
Мощность258 кВт

Оборудование для увеличения количества атмосфер состоит из: привода, самого компрессорного блока и дополнительных устройств.

Принцип работы следующий:

  1. Предварительно сжатое вещество поступает во впускной коллектор.
  2. Двигатель вращает рабочую компрессорную часть, которая сдавливает воздух и другие газы до высоких показателей.
  3. Сжатое вещество поступает на выход, к которому подключается принимающее оборудование.

Особенности и характеристики

Понимая, как работают дожимные компрессоры, разберемся в их видах. Агрегаты делятся по типу привода на: дизельные, газовые, электрические. Электрические нуждаются в мощной линии, способной выдерживать повышенные нагрузки. Газовые автономные, но их срок службы относительно небольшой. Это связано с высокой температурой сгорания газа и сухостью самого топлива. Дизельные версии обладают самым большим ресурсом. У них низкий расход топлива, малая скорость вращения коленвала, высокий крутящий момент. 

Компрессорная часть бывает трех типов:

  • Поршневая. В поршневых моделях вещество сжимается благодаря возвратно-поступательному движению поршней. Это дает высокую производительность. При этом конструкция поршневого механизма простая, что обеспечивает невысокую цену.
  • Винтовая. Имеет спиралевидные винты на валах, расположенных параллельно друг другу. Грани винтового механизма соприкасаются со стенками камер, замыкая полость. Быстрое прокручивание обеспечивает проталкивание воздуха, его сжатие. Такие версии вырабатывают меньше шума, но стоят больше.
  • Центробежная. Здесь используется динамический способ сжатия. Лопасти рабочего колеса быстро вращаются, повышая плотность проходящего вещества. Но этот принцип работы уступает по производительности и количеству атмосфер другим типам. Поэтому для улучшения характеристик предусматривает работу в несколько ступеней, что повышает цену.

Особенности и характеристики

Понимая, как работают дожимные компрессоры, разберемся в их видах. Агрегаты делятся по типу привода на: дизельные, газовые, электрические. Электрические нуждаются в мощной линии, способной выдерживать повышенные нагрузки. Газовые автономные, но их срок службы относительно небольшой. Это связано с высокой температурой сгорания газа и сухостью самого топлива. Дизельные версии обладают самым большим ресурсом. У них низкий расход топлива, малая скорость вращения коленвала, высокий крутящий момент. 

Компрессорная часть бывает трех типов:

  • Поршневая. В поршневых моделях вещество сжимается благодаря возвратно-поступательному движению поршней. Это дает высокую производительность. При этом конструкция поршневого механизма простая, что обеспечивает невысокую цену.
  • Винтовая. Имеет спиралевидные винты на валах, расположенных параллельно друг другу. Грани винтового механизма соприкасаются со стенками камер, замыкая полость. Быстрое прокручивание обеспечивает проталкивание воздуха, его сжатие. Такие версии вырабатывают меньше шума, но стоят больше.
  • Центробежная. Здесь используется динамический способ сжатия. Лопасти рабочего колеса быстро вращаются, повышая плотность проходящего вещества. Но этот принцип работы уступает по производительности и количеству атмосфер другим типам. Поэтому для улучшения характеристик предусматривает работу в несколько ступеней, что повышает цену.

Обслуживание дожимных компрессоров

Все типы дожимных компрессоров нуждаются в техническом обслуживании. Сюда включается замена масла в приводе. Необходимо заливать смазку определенной вязкости, указанной в инструкции по эксплуатации. При ТО меняется масляный и воздушный фильтр. По установленному производителем регламенту заменяется топливный фильтр, чтобы защитить цилиндры от мусора, сохранить пропускную способность. Регулярное обслуживание отдалит капитальный ремонт, продлит время бесперебойной эксплуатации. Кроме привода, смазка меняется в самой компрессорной установке. Это снижает уровень шума, сокращает трение, защищает от износа. Благодаря ТО станция выдает заявленные паспортные значения. Подытожим: для большинства целей хорошо подходят поршневые установки с дизельными двигателями. Они экономно расходуют топливо, выдают высокие значения по сжатию, имеют большой ресурс.